Главная Польза рыбы Способы готовки Разделка рыбы Хранение рыбы Виды рыб Новости сайта Контакты

Замораживание рыбы
Оформление блюд
Пряности к рыбе
Соусы к рыбе
Рыба в микроволновке
Балык из рыбы
Блюда из лосося
Блюда из селедки
Блюда из трески
Бутерброды с рыбой
Вяление рыбы
Жареная рыба
Забытые рецепты
Заливная рыба
Запеченая рыба
Копчение рыбы
Котлеты из рыбы
Маринование рыбы
Отварная рыба
Паровая рыба
Паштет из рыбы
Пирог с рыбой
Припущенная рыба
Рубленые закуски
Рыбья икра
Салаты из рыбы
Соление рыбы
Супы из рыбы
Тушеная рыба
Фаршированная рыба
Форшмак из рыбы





       
 

Сообщение о манне небесной


Манна небесная — Википедия

Тинторетто. Сбор Манны Небесной

Ма́нна небесная (арам. מן) — согласно Библии, пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.

Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах». (Чис. 11:7) Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: «ман-ху?» («что это?»), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во всё время их путешествия каждый день, кроме субботы.

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Согласно аггаде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла.

Манна хранилась вместе с расцветшим посохом Аарона и Скрижалями Завета в Ковчеге завета, находившимся в Святая святых Иерусалимского Храма (Евр. 9).

Манна также упоминается в Коране в суре Аль-Бакара.

Некоторые исследователи пытались найти естественнонаучное объяснение манны. В силу краткости упоминания однозначно сказать, о каком именно веществе идет речь в Библии, невозможно.

Есть несколько предположений о происхождении мифа о манне. В частности, весьма распространена «лишайниковая» версия происхождения.

Аэрофи́ты (от др.-греч. ἀήρ (аеr) — воздух и φυτόν (phyton) — растение) — в узком значении: категория растений, у которых все органы находятся в воздушной среде и получают влагу и необходимые для жизнедеятельности питательные вещества из воздуха. <…> Среди лишайников-аэрофитов примечательна так называемая «лишайниковая манна» (виды рода Aspicilia): её слоевища съедобны; не закреплённые на чём-либо, они могут переноситься ветром на многие километры. Возможно, она послужила основанием для библейского предания о манне небесной.

Также есть версия, что «тающая с восходом солнца» манна — это загустевшие капли сока, выделяемые растением тамариск и перерабатываемые видом тли, живущей на Синае.

В 1823 году немецкий ботаник Г. Эренберг опубликовал статью «Symbolae Physicae», которую даже его коллеги восприняли с недоверием. Его объяснения, по-видимому, требовали от людей слишком многого, а именно: поверить, что эта пресловутая манна — не что иное, как секреция, выделяемая тамарисковыми деревьями и кустами, когда на них нападает определенный вид тли, обнаруженной на Синае. <…> Эти маленькие насекомые живут главным образом за счет тамариска — местной разновидности деревьев на Синае. Они выделяют особую смолистую секрецию, которая, по словам Боденхаймера, по форме и размерам напоминает зернышко кориандра. Когда она падает на землю, то имеет белый цвет, который через некоторое время меняется на желто-коричневый. <…> По мнению Боденхаймера, «у этих кристаллических зерен манны специфически сладкий вкус. Больше всего это похоже на вкус меда, когда он уже засахарился после долгого хранения». <…> И сейчас точно таким же образом бедуины Синайского полуострова спешат собрать по утрам как можно раньше эту «Mann es-Sama» — «манну небесную», торопясь опередить жестоких конкурентов-муравьев. В отчете экспедиции говорится: «Они начинают собирать манну, когда температура почвы достигает 21 градуса по Цельсию — это происходит около 8-30 утра. До этого времени насекомые малоактивны». Как только муравьи начинают оживляться, манна исчезает. Должно быть, то же самое имелось в виду, когда в Библии говорится, что манна «таяла». Бедуины предусмотрительно не забывают тщательно закрывать горшки, в которые они собирают манну, чтобы муравьи не набросились на неё. Точно так же было и в дни Моисея во времена пребывания израильтян в пустыне: «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, — и завелись черви…»

Веллер Келлер[1]

В исламе[править | править код]

Что касается исламской традиции, то в Коране говорится:

Мы осенили вас облаками и ниспослали манну и перепелов: «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас». Они не были несправедливы по отношению к Нам — они поступали несправедливо лишь по отношению к себе.

— Сура аль-Бакара, аят 57.

Шейх муфассир Абдур-Рахман ас-Саади прокомментировал:

Всевышний напомнил сынам Исраила о милости, которая была оказана им, когда они находились в пустыне, где не было ни тени, ни пропитания. Аллах осенил их облаками и одарил их манной и перепелами. Манной называются любые продукты питания, которые можно добыть без особого труда, такие как имбирь, грибы или хлеб. А перепела — это небольшие птицы с нежным и вкусным мясом. Аллах ниспосылал им столько манны и перепелов, сколько было необходимо для их нормального обеспечения. Такие блага не были дарованы даже жителям самых богатых городов, однако сыны Исраила не возблагодарили Аллаха за эти щедроты, не избавились от жестокосердия и продолжали совершать всевозможные грехи. Они не обижали Аллаха, когда ослушались Его повелений, поскольку непокорность грешников не причиняет Ему никакого вреда, равно как и повиновение праведников не приносит Ему никакой пользы. Они поступали несправедливо только по отношению к себе, поскольку их злодеяния оборачивались против них самих.[2]

Блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба». Это выражение породило другие: «ждать как манну небесную» — ожидать нечто с нетерпением; «ждать манну небесную» — надеяться, что дело сделается само собою; «манной небесной питаться» — жить впроголодь, случайными заработками.

ru.wikipedia.org

Манна небесная - значение фразеологизма, библейская история

Манна небесная была послана Богом еврейскому народу в качестве пищи во время их сорокалетних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манну небесную собирали во все дни, кроме субботы.

Манна небесная – съедобное вещество, которое, согласно Библии, Бог послал израильтянам во время их странствования по пустыне. Эта история описана в 16 главе Книги Исход. Есть два толкования происхождения слова манна. Согласно первому, произошло оно от арамейского «Ман-ху» (что это?) – такой вопрос задавали евреи Моисею, увидев манну впервые. По второй версии слово манна произошло от арабского mennu (еда).

История о манне небесной в Библии.

Через полтора месяца после исхода из Египта, беглецы начали высказывать Моисею и Аарону недовольство, связанное с тем, что народ голодал. Тогда Господь сказал Моисею:

Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет,

а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. (Исход, глава 16)

Моисей и Аарон собрали всех сынов Израилевых и сказали, что Господь услышал их ропот, и теперь они должны предстать «пред лице Господа». Господь говорил:

Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.

Так и произошло. Вечером к тому месту, где находились сыны Израилевы, слетелось большое количество перепелов, а утром, когда сошла роса, появилась и манна небесная. Помня наказ Бога, Сыны Израилевы собирали столько манны, сколько им необходимо было, чтобы прокормиться. Однако, некоторые не послушали и стали собирать манну про запас. Но манна начинала плохо пахнуть и в ней заводились черви. В шестой день собирали манны вдвое больше – на 2 дня – и она не портилась. Манна небесная появлялась каждый день, кроме субботы.

Господь повелел Моисею и Аарону наполнить манною сосуд и сохранить манну как напоминание о том, как Господь вывел евреев из земли Египетской. Манну хранили в Ковчеге свидетельства (Ковчеге завета).

Сыны Израилевы питались манной в течение 40 лет, пока не вышли в земли Ханаанской. Согласно другим источникам, манна перестала появляться после смерти Моисея (или по прошествии 40 дней после смерти Моисея).

Что такое манна небесная?

В Библии манна небесная описывается как нечто мелкое, круповидное, как иней на земле. Также сказано, что она таяла под лучами солнца. Далее находим, что

… она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. (Исход, глава 16)

Несколько иное описание находим в книге Числа:

… Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;

народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем.

И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.

Согласно Вавилонскому Талмуду, манна небесная меняла вкус в зависимости от того, кто ее ел: она была как мед для маленьких детей, как хлеб для молодежи, и как масло для взрослых. Ученые предлагают различные варианты объяснения, чем была манна небесная. Некоторые считают, что манна – смола растения Тамариск, переработанная тлей. Смола эта по консистенции похожа на воск, имеет медовый запах и светло-желтый цвет. Это, действительно, напоминает библейское описание манны. Более того, тамариксовую смолу смешивали с мукой и пекли лепешки, которые назывались аль-ман». Тамариксу в Древнем Египте приписывали сильные оккультные свойства. Однако, таморисковая смола состоит в основном из сахара, поэтому вряд ли смогла бы обеспечить достаточное питание для населения в течение длительного периода.

Согласно второй версии, манна – съедобные слоевища особого рода лишайников, которые могли переноситься ветром на большие расстояния.  Лишайник этот называется леканора. Он содержит белки, а потому, действительно, может стать пищей на долгий промежуток времени.

Упоминание в Библии того, что в Манне быстро заводились черви, привело исследователей к версии, что манна – это, возможно, гриб psilocybe cubensis — пресловутый рассадник для насекомых. В начале роста грибы появляются в виде малых волокон (мицелий), которые напоминают иней.

Есть также версии, что манна могла быть саранчой, или соком суккулентных растений, например, растений из рода верблюжья колючка, сок которых съедобен и при употреблении подавляет аппетит, эффективно борясь с чувством голода.

Значение манны небесной

В иудаизме манна небесная — некий аналог материнского молока. Господь питал молодой еврейский народ манной. Согласно Книге Исход, каждый день евреи должны были собирать один гомер (мера объема – около 3,5 литров) манны на члена семьи. Согласно Талмуду, манна в изобилии появлялась у временных жилищ тех, кто отличался твердой верой в Бога, и далеко от дома тех, кто сомневался. Один из классических мидрашей говорит, что манна выскальзывала из рук язычников. Несмотря на многочисленные намеки о неравномерном распределении манны, в классической раввинской литературе высказывается мнение, что манна выпадала в очень больших количествах каждый день.

В христианстве манна небесная – олицетворение благодати Божьей.

Многие христианские вегетарианцы используют историю о манне небесной в подтверждение своей теории о том, что Бог изначально предназначил человеку не есть мяса, однако эта теория весьма спорна, так как находим множество противоречий в Библии.

Выражение манна небесная часто используется для обозначения какой-либо Божественной или духовной пищи.

bibliya-online.ru

Феномен «манны небесной» | Мир тайн

Манну небесную, согласно Библии, Бог послал израильтянам во время их странствования по пустыне. Эта история описана в 16 главе Книги Исход. Есть два толкования происхождения слова «манна». Согласно первому, произошло оно от арамейского «Ман-гу?» (что это?), такой вопрос задавали евреи Моисею, увидев манну впервые. По второй версии, слово «манна» произошло от арабского «mennu» (еда).

В современном разговорном языке выражение «ждать как манну небесную» означает ожидать с нетерпением блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба», надеяться, что дело сделается само собою.


Манна небесная / Эрколе де Роберти

Когда пророк Моисей, предводитель израильских племен, призванный Богом Яхве вывести израильтян из фараонова рабства, выполнял повеление божие, то в процессе этого тяжелого и долгого странствия он не раз обращался за советами и помощью к Всевышнему. И Яхве никогда ему не отказывал ни в том, ни в другом.

В очередной раз божья помощь понадобилась иудеям, когда в бескрайней пустыне они остались совсем без еды. Как и какую пищу Господь послал страждущим, и как они ее получали и потребляли, ярко и выразительно рассказывает Библия:

И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет…

Поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу; что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору (примерно 2,4 литра) на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И собирали его рано поутру, каждый, сколько ему съесть… (Библия, Исход, глава XVI, 4,13-16)

Манна же была подобна кориандровому семени… Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее был подобен вкусу лепешек с елеем. (Библия, Числа, глава XI, 7-8)

Ученые пробуют разобраться, что же в пустыне происходило на самом деле. В середине 1970-х годов ответ на этот вопрос решили отыскать Джордж Сэссун и Родни Дэйл, английские ученые из Кембриджа. В ходе своих поисков они тщательно проанализировали ряд древних рукописных источников, в том числе Библию и одну из главных каббалистических книг XIII века — «Сефер ха-зохар», после чего у них появилась следующая гипотеза.


Манна небесная в пустыне / Никола Пуссен

Манну небесную, которой питались сыны Израиля, вырабатывала сложная и весьма совершенная, даже по современным понятиям, машина. Разумеется, никто не мог построить такую машину на Земле 3500 лет назад, в те времена, когда произошел исход евреев из Египта. Но зато подобный агрегат мог находиться на борту инопланетного космического корабля, обеспечивая его экипаж пищей, а также кислородом.


Сбор манны / Хендрик де Клерк

Если внимательно прочесть то место в Библии, где описана история появления манны небесной, и если принять, что эта история действительно произошла, а с этим соглашается большинство современных ученых, то становится очевидно, что исходным сырьем для манны не мог быть ни плод тамариска (как считали одно время), ни какого-либо другого растения.

Для того чтобы все члены шестисот странствующих семей ежедневно по утрам могли регулярно получать свой рацион питания, необходимо было вырабатывать около двух тонн манны в день. Такое количество пищевого продукта в течение всего времени скитаний евреев (около сорока лет) могла бесперебойно вырабатывать только весьма совершенная и надежная установка, обладающая высокой производительностью.

При этом, как следует из текстов «Сефер ха-зохар» и Библии, она еще и дозировала этот продукт таким образом, чтобы по пятницам порция, приходящаяся на каждую семью, увеличивалась вдвое, поскольку, согласно канонам иудаизма, любая производительная деятельность по субботам категорически запрещается. Вот как говорится об этом в Библии:

И сказал Моисей: шесть дней собирайте его; а седьмый день — суббота; не будет его в этот день. Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестый день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день. (Исход, глава XVI, 25-26, 29)

Сама машина, которую Сэссун и Дэйл отождествляют с Ковчегом Завета, помещалась в священном шатре, или скинии. И во время переходов, и на стоянках скиния всегда находилась на значительном удалении от народа.


Сбор манны в пустыне / Антонио Темпеста, около 1600

Доступ к машине имели только священники, то есть те, кто был знаком с устройством и принципом ее действия. Всем остальным приближение, а тем более прикосновение к Ковчегу Завета грозило болезнью и даже смертью, о чем неоднократно упоминается в Библии. Сэссун и Дэйл считают, что машина была передана Моисею во время эпизода, известного как видение на горе Синай:

Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. (Исход, глава XIX, 18-19)

Ученые усматривают в этом эпизоде описание приземления или старта космической ракеты, и их предположение выглядит достаточно правдоподобно. В качестве одного из аргументов в защиту своей гипотезы ее авторы приводят следующую историю.


Сбор манны / Мартин де Вос, 1602

После окончания Второй мировой войны, когда американские солдаты улетели домой с одного из островов Новой Гвинеи, его жители построили из соломы подобие самолета. Туземцы молились ему, в надежде, что американцы, оставившие о себе добрую память, возвратятся к ним снова. Эти соломенные предметы стали для островитян объектами поклонения и своеобразных обрядовых церемоний.

Примерно по такой же схеме, считают Сэссун и Дэйл, развивались события и в Синайской пустыне. Машина, оставленная на Земле представителями некоего высокоразвитого внеземного сообщества, также стала предметом религиозного культа, на основе которого возник определенный литургический обряд, общий как для религии Моисея, так и для христианства.


Сбор манны небесной / Якопо Робусти, 1594

По мнению ученых из Кембриджа, исходным продуктом для производства манны небесной была разновидность зеленой водоросли типа хлореллы, которая под влиянием света способна размножаться весьма интенсивно — за 24 часа при благоприятных условиях ее масса увеличивается в восемь раз. Введение добавок в виде соответствующих ферментов и минеральных солей могло превращать конечный продукт в «нечто… круповидное, мелкое, как иней на земле… вкусом же как лепешка с медом».

Чтобы вникнуть во все нюансы содержания и смысла книги «Сефер ха-зохар», Сэссуну и Дэйлу пришлось выучить два языка — арамейский (именно на нем написана книга) и древнееврейский. Описание машины, составленное учеными на основе сведений, почерпнутых из этой книги, выглядит весьма правдоподобно.


Собирание манны / Ян Брейгель Старший, около 1621

Устроена такая машина была, вероятно, следующим образом. Ее верхняя часть представляла собой цилиндрический биореактор, или ферментер, в котором находилась хлорелла и происходило ее размножение. Внутрь биореактора, где помещался источник света и тепла, подавались растворы минеральных солей, вода и воздух, обогащенный углекислым газом.

Снизу вокруг биореактора располагались емкости яйцевидной формы, содержащие растворы ферментов и минеральных солей, а снаружи весь он был окружен конденсатором, обеспечивавшим получение необходимого количества воды из атмосферной влаги. Автоклав, в котором хлорелла превращалась в готовый продукт — манну, располагался в нижней части машины. Из автоклава манна поступала в два шарообразных сборника, откуда проголодавшиеся странники и получали строго дозированные порции.

С противоположной стороны от сборников находился небольшой ядерный реактор, служивший источником энергии, там же размещался блок системы управления и манипулятор, выполнявший запрограммированное регламентное обслуживание ядерного реактора.

В пользу аргументов, приводимых учеными из Кембриджа, свидетельствует и тот факт, что статью о первых результатах их исследований происхождения манны небесной опубликовал в 1977 году английский журнал Science — издание весьма серьезное и авторитетное в научных кругах всего мира.

Использованы материалы статьи Вадима Ильина, «Тайны ХХ века», virtoo.ru

Другие статьи по теме:

Views All Time

4334

Views Today

1

mirtayn.ru

«Манна небесная» - значение и происхождение фразеологизма

Автор статьи: Александр Фирцев

Интернет-маркетолог, редактор сайта "На доступном языке"
Дата публикации:24.10.2018

Доводилось ли вам ждать какого-то маловероятного, но крайне важного события? Представьте путника, который с трудом бредет по пустыне, утопая ногами в огненном песке. Он умирает от жажды, но вдруг начинается ливень. Путник ждал воды, как манны небесной. Что это за манна такая, как она выглядит и какова на вкус, узнаете, прочитав статью.

Значение фразеологизма

Выражение «манна небесная» означает помощь свыше, подарок судьбы или невероятную удачу.

Стоит отметить, что есть несколько выражений содержащих этот фразеологизм, при этом у каждого из них своё значение:

«Свалиться, словно манна небесная». Благодаря стечению обстоятельств вы вдруг получаете что-то ценное, на что не могли и рассчитывать. Например, нищий находит лотерейный билет и становится миллионером. Неважно, заслужена или нет такая награда. Акцент делается на том, что она неожиданна, но крайне полезна.

«Питаться манной небесной» означает недоедать, жить впроголодь, перебиваться кратковременными и случайными заработками.

«Ждать манну небесную» не предпринимать никаких действий, рассчитывая, что все проблемы решатся магическим образом, сами собой.

«Ждать, как манну небесную» надеяться на что-то, страстно чего-то желать, понимая, что шансы на осуществление желания невелики. Обратите внимание на частицу «как», которая полностью изменила смысл фразы.

Фразеологизм учит нас стойкости и вере в то, что все в этом мире возможно. Нужно бороться до последнего и не сдаваться под ударами судьбы.

Происхождение фразеологизма

Выражение берет свои корни в Ветхом Завете. Согласно библии, Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне после исхода из Египта. Там было более 600 тысяч человек, и каждому из них нужно было чем-то питаться. А в пустыне с едой и водой дела обстоят не лучшим образом. Когда все припасы подошли к концу, и евреи готовились к голодной смерти, Бог послал им пропитание. Маленькие белые шарики стали появляться на земле каждый день за исключением субботы. Они были съедобны и по вкусу кому-то напоминали хлеб, а кому-то мед. При первой дегустации люди вопрошали Моисея: «Ман-гу?» (это что?). Так необычная пища получила название «манна». Ну а небесная, потому что дарована свыше.

Ученые пытались установить, чем на самом деле могли питаться 600 тысяч человек посреди пустыни долгие 40 лет, но до сих пор не пришли к общему мнению. Одни утверждают, что это мог быть съедобный лишайник рода Аспицилия. Другие предполагают, что это капли сока, которые выделяет растение тамариск, когда подвергается нападению тли.

В других странах и народах прекрасно знают о манне небесной и употребляют это выражение в аналогичном смысле. В Англии говорят: «Manna from heaven», в немецком языке можно в этом значении применяется фраза «Himmelsspeise», а во французском «manne celeste».

na-dostupnom.ru

Значение фразеологизма Манна небесная, происхождение библейской версии

Фразеологизмы прочно вошли в нашу жизнь, мы их употребляем, порой даже не догадываясь, откуда они к нам пришли и точную ли формулировку дают нашему высказыванию. Большое количество применяемых нами популярных фраз является в той или иной степени олицетворением жизненных истин, закрепленных в Библии. Образность словосочетания «манна небесная» обозначает в нашем понятии некое чудодейственное проявление помощи, пришедшее к нам неожиданно, являющееся удачей и тем событием, которое наполнено благодатью.

Как возник фразеологизм

Согласно Библии, 40 лет водил по пустыне странствующих евреев Моисей в поисках Палестины, Земли Обетованной. Однажды, в страшную засуху, когда не осталось запасов хлеба, а на пути не было ни растения, ни оазиса, увидели изможденные путники странный мох, круповидным инеем присыпанный. Никто из них и не ведал, что это за явление. Вопрошали они друг у друга и находились все в полном недоумении. А Моисей ответил, что это хлеба, Господом им в помощь посланные.

Обрадовались люди израилевы и дали хлебу название — манна небесная. Испекли лепешки сытные, которые по вкусу были как медовые. Не один раз настигал путников страшный голод. И всегда их на тернистом пути выручал Отец небесный, Господь Бог, спасая от голодной смерти, вновь и вновь посылая на головы манну. Так и кормились ею страждущие. Старики говорили, что манна похожа на мед. Юноши сравнивали божественный дар с хлебом. А дети вкус посланного лакомства называли маслом.

Несмотря на то, что этот лишайник употребляется и сейчас некоторыми народами в пищу, вкус его совсем не напоминает хлебный, а тем более медовый или масляный. Такую еду может употреблять только действительно очень голодный человек, готовый съесть что угодно для того, чтобы выжить. Отсюда и пошла версия, что евреи, бродившие по пустыням Египта целых 40 лет, кормились этим экзотическим лишайником, поскольку другой еды вокруг не было, и от голода она им казалась поистине медовой небесной пищей.

По Библии, крупицы этой манны небесной хранились и в древнем Ковчеге, вместе с посохом Аарона и Скрижалями Завета, что находились с незапамятных времен в Святом Храме Иерусалима.

Кроме того, современное название манной крупы, само слово «манна», имеет известный древнееврейский корень, встречающийся во многих словах иврита. И означает этот корень не что иное, как «дар», «дарить», «даровать». Действительно, для голодных путников свалившаяся на них манна была настоящим даром. Однако привычная нам манная крупа не имеет ничего общего с той небесной манной, о которой говорится в Библии.

Расшифровка значения

Перечитав и досконально изучив основную Книгу Жизни за много веков, историки, библиографы и ученые пытались расшифровать и сопоставить с естественными реалиями все, что сказано в Библии, и откуда могут возникать те или иные библейские события. Оказывается, для такой фантастической легенды есть вполне реальное объяснение.

Это неожиданное предположение появилось в XVIII веке. Немецкий ученый и энциклопедист, путешественник и естествоиспытатель Петер Симон Паллас, находившийся в ту пору на службе в России, был привлечен в экспедицию на территории, которые занимает современная Киргизия. Там он не раз наблюдал такую картину, когда местные голодные жители собирали по пустыне странного вида лишайник, который называли «земляным хлебом».

Ученого это заинтересовало, и он тщательно изучил это растение. Оказалось, что это не простой лишайник, а новый для науки пищевой его вид. Такая же культура, которую ассоциировали с библейской манной, была обнаружена и другими учеными в разных местах земного шара. В результате чего и был отмечен новый вид лишайниковых, получивший ботаническое название «аспицилия съедобная». Трава относится к пустынным растениям под общим названием перекати-поле, перемещаемым песчаными ветрами на любые дальние расстояния.

Есть и еще одна версия, которую уже в XIX веке, а точнее, в 1823 г., немецкий ботаник Г. Эренберг предложил миру. Он написал статью, в которой его объяснения о происхождении манны небесной сводились к тому, что это есть некая живая секреция, выделяемая деревьями и кустами семейства тамарисковых. Но происходит это явление не всегда, а лишь когда на растения нападает синайская тля.

Эти насекомые как раз живут за счет тамарисков, растущих на Синае. Тля выделяет ту самую смолистую секрецию, по форме и размерам напоминающую белые крупинки. Цвет их, однако, через некоторое время меняется на светло-коричневый. Имеет такая «манна» сладковатый вкус, похожий на засахаренный мед.

Вероятно, то же явление имелось в виду, когда в Библии упоминалось, что манна имела способность «таять». Бедуины, во все времена собирая такую манну, плотно закрывают ее в глиняных горшках, чтобы муравьи не смогли до нее добрались. Поскольку так же были описаны события во времена странствий Моисея, когда не уберегли израильтяне собранную поутру манну во времена своих странствий по пустыне: «…не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, — и завелись черви…».

Примеры употребления фразеологизма

Мы часто, даже не замечая, произносим это выражение, когда испытываем радость оттого, что нам на голову свалилось необычное чудо, когда нам несказанно везет или когда получаем неожиданную помощь для решения, как нам казалось, безнадежной ситуации. Ждать чего-то, как манну небесную, значит, надеяться на свершение этого.

  • Манна небесная — блага, полученные неожиданно, ни за что, как бы «упавшие с небес», некая Божья благодать.
  • Ждать, как манну небесную — ожидать некое событие с нетерпением.
  • Ждать манну небесную. Часто выражение и его производные употребляются в ироничном смысле. Вот и в этом случае фразеологизм имеет скорее сатирическую подоплеку и предполагает: пустить все на самотек, надеясь, что дело сделается само.
  • Манной небесной питаться — а это говорит скорее о бедном существовании человека, испытывающего крайнюю нужду и существующего непонятно на что, живущего впроголодь, случайными заработками.

Пример употребления этого словосочетания в конкретном предложении: «Как манну небесную люди ждут дождя в засушливое лето, чтобы не высохла земля, и не пропал урожай».

Как бы то ни было, популярная фраза прочно закрепилась в нашем языке и используется повсеместно как распространенный фразеологизм.

Варианты использования в Исламе

Всевышний, посылая пропитание, таким образом напомнил сынам Исраила о своей великой к ним милости, которая была оказана им, когда они находились в жаркой пустыне, где не было ни тени, ни питания. Аллах осенил их тогда небесными облаками и одарил манной с перепелами.

Манной в мусульманской культуре издревле называли те доступные продукты питания, которые можно было добыть всегда и без особого труда. Такими продуктами являлись:

  • имбирь;
  • грибы;
  • хлеб.

А вот упоминаемые в Коране перепела — это была божественная пища, посылаемая самим Аллахом. Считалось, что перепела, птицы с нежным и вкусным мясом, вместе с манной (то, что можно было достать постоянно), будут даны только истинно верующим в любом количестве, сколько им будет необходимо для нормального существования.

Такие блага, по Корану, были дарованы далеко не всем. Даже жителям самых богатых городов такое изобилие не было предоставлено. Однако, сыны Исраила, по пустыне плутавшие, не возблагодарили Аллаха за невиданные щедроты. Аллах счел их жестокосердными и продолжающими совершать разные неправедные поступки, грехи. Они не обижали Аллаха, они Его такой неблагодарностью лишь ослушались.

Но, как говорят суры Корана, непокорность грешников не причиняет Ему никакого вреда, равно как и повиновение праведников не приносит Ему никакой пользы. Аллах говорит о том, что те, кто его не слышит, поступает несправедливо только лишь по отношению к самому себе, поскольку потом их неблагодарность Аллаху и злодеяния обернутся же против них самих.

Манна упоминается в Коране, в суре Та-Ха.

Видео

В нашем видео вы найдете еще много интересной информации о манне небесной.

liveposts.ru

Манна небесная

Автор: Дмитрий Сироткин

На этом раз мы рассмотрим библейский фразеологизм «манна небесная».

Он посвящен самой крупной гуманитарной помощи в истории человечества.

Ниже приводятся значение и происхождение фразеологизма, а также примеры из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Манна небесная – нечто спасительное, крайне необходимое, неожиданный подарок

Синонимы: хлеб небесный, блага полученные просто так, пропитание с небес

В иностранных языках имеются прямые аналоги выражению «манна небесная»:

  • manna from heaven (английский язык)
  • Himmelsspeise, Manna (немецкий язык)
  • manne céleste, manne tombée du ciel, manne (французский язык)

Манна небесная: происхождение фразеологизма

В Библии манной называется пища, посылаемая Богом еврейскому народу каждый день в течение 40-летнего пути по пустыне из Египта в Палестину.

Считается, что манна падала с неба ежедневно, кроме субботы. Евреи собирали манну каждый день, а в пятницу запасали вдвойне, чтобы хватило и на субботу. Собирали ее по утрам, так как днем она таяла под лучами солнца.

Впоследствии манна хранилась вместе с расцветшим посохом Аарона и Скрижалями Завета в Ковчеге завета, находившимся в Святая святых Иерусалимского Храма.

Это один из тех случаев, когда кажется, что без вмешательства Бога такое просто не могло бы осуществиться. Представьте себе, 3-4 миллиона человек питаются «хлебом небесным» 40 лет. Согласно Книге Исход, каждый день евреи должны были собирать один гомер (мера объема – около 3,5 литров) манны на члена семьи. Тогда всего для пропитания еврейского народа потребовалось порядка 180 миллиардов литров манны (или порядка 180 миллионов тонн, если предположить, что один литр манны был примерно равен одному килограмму)!

Это и правда крупнейшая операция по оказанию гуманитарной помощи, если, конечно, не предположить, что люди сами нашли в пустыне пропитание.

Конечно, исследователи выдвинули несколько гипотез о том, чем могла быть манна в естественных условиях. Наиболее известны две:

  • О лишайниках-аэрофитах, получающих влагу и питательные вещества из воздуха, в частности, - так называемой «лишайниковой манне» со съедобными слоевищами
  • О загустевших каплях сока, выделяемых растением тамариск и перерабатываемых видом тли, живущей на Синае.

Честно говоря, трудно представить, что в пустыне можно было ежедневно питаться каким-либо из этих вариантов пищи в огромных объемах. Так что вся эта история остается загадкой, что по-моему даже хорошо.

Источник

Легенда о манне небесной описана в Ветхом завете (Исход, 16). О появлении манны там повествуется следующее: «Роса поднялась, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». И далее читаем: «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна, она была как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом».

Примеры из произведений писателей

- На полпути из Парижа в Италию еще не спрашивай, где Рим! - сказал Жозеф Бридо. - Ты ожидаешь какой-то манны небесной.
- Манна небесная достается лишь первенцам пэров Франции,- сказал Мишель Кретьен. - Но мы должны и посеять, и пожать, и находим, что так полезнее. (Оноре де Бальзак, «Утраченные иллюзии»)

Господин Голядкин был в умилении, был истинно тронут. Впрочем, и даже несмотря на то что история его гостя была самая пустая история, все слова этой истории ложились на сердце его, словно манна небесная. Дело в том, что господин Голядкин забывал последние сомнения свои, разрешил свое сердце на свободу и радость и, наконец, мысленно сам себя пожаловал в дураки. (Ф.М. Достоевский, «Двойник»)

- Вы не поверите, но я, бывало, принимал самый обыкновенный дождливый день за личное оскорбление. А такая погода - это для меня просто манна небесная. (Дж.Д. Сэлинджер, «Тедди»)

 

Итак, фразеологизм «манна небесная» напоминает нам о примере удивительной заботы Бога о целом народе. Это впечатляет. Недаром со временем появились такие его варианты как «ждать как манны небесной» (ожидать нечто с большим нетерпением) и «питаться манной небесной» (недоедать, питаться чем придется).

В дополнение вы можете ознакомиться с обзором фразеологизмов из Библии и следующими материалами:

 

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

Комментарии также всячески приветствуются!

burido.ru

Манна небесная - это... Что такое Манна небесная?

Тинторетто. Сбор Манны Небесной

Ма́нна Небесная (ивр. מָ‏ן‎)— согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после Исхода из Египта.

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах.» (Чис.11:7)) Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: "Ман-гу" (что это?), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи и прозвали этот хлеб манной. Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во всё время их путешествия каждый день, кроме субботы.

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Согласно аггаде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус меда, дети — вкус масла.

Манна хранилась вместе с расцветшим посохом Аарона и Скрижалями Завета в Ковчеге завета, находившимся в Святая святых Иерусалимского Храма (Евр.9).

Происхождение

Некоторые исследователи пытались найти естественнонаучное объяснение манны. Однозначно сказать, о каком именно веществе идет речь в Библии, невозможно, и вопрос о «естественном» или же «сверхъестественном» происхождении манны остается нерешенным.

Есть несколько предположений о происхождении мифа о манне. В частности, весьма распространена «лишайниковая» версия происхождения.

Аэрофи́ты (от др.-греч. ἀήρ (аеr) — воздух и φυτόν (phyton) — растение) — в узком значении: категория растений, у которых все органы находятся в воздушной среде и получают влагу и необходимые для жизнедеятельности питательные вещества из воздуха. <…> Среди лишайников-аэрофитов примечательна так называемая «лишайниковая манна» (виды рода Aspicilia): её слоевища съедобны; не закреплённые на чём-либо, они могут преноситься ветром на многие километры. Возможно, она послужила основанием для библейского предания о манне небесной.

— Аэрофиты

Также, есть версия о том, что «тающая с восходом солнца» манна, это загустевшие капли сока, выделяемые растением Тамарикс, и переработанными видом тли, живущей на Синае.

В 1823 году немецкий ботаник Г. Эренберг опубликовал статью «Symbolae Physicae», которую даже его коллеги восприняли с недоверием. Его объяснения, по-видимому, требовали от людей слишком многого, а именно: поверить, что эта пресловутая манна — не что иное, как секреция, выделяемая тамарисковыми деревьями и кустами, когда на них нападает определенный вид тли, обнаруженной на Синае. <…> Эти маленькие насекомые живут главным образом за счет тамариска — местной разновидности деревьев на Синае. Они выделяют особую смолистую секрецию, которая, по словам Боденхаймера, по форме и размерам напоминает зернышко кориандра. Когда она падает на землю, то имеет белый цвет, который через некоторое время меняется на желто-коричневый. <…> По мнению Боденхаймера, «у этих кристаллических зерен манны специфически сладкий вкус. Больше всего это похоже на вкус меда, когда он уже засахарился после долгого хранения». <…> И сейчас точно таким же образом бедуины Синайского полуострова спешат собрать по утрам как можно раньше эту «Mann es-Sama» — «манну небесную», торопясь опередить жестоких конкурентов-муравьев. В отчете экспедиции говорится: «Они начинают собирать манну, когда температура почвы достигает 21 градуса по Цельсию — это происходит около 8-30 утра. До этого времени насекомые малоактивны». Как только муравьи начинают оживляться, манна исчезает. Должно быть, то же самое имелось в виду, когда в Библии говорится, что манна «таяла». Бедуины предусмотрительно не забывают тщательно закрывать горшки, в которые они собирают манну, чтобы муравьи не набросились на нее. Точно так же было и в дни Моисея во времена пребывания израильтян в пустыне: «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, — и завелись черви…»

— Веллер Келлер[1]

Значение

Блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба». Это выражение породило другие: «ждать как манну небесную» — ожидать нечто с нетерпением; «ждать манну небесную» — надеяться, что дело сделается само собою; «манной небесной питаться» — жить впроголодь, случайными заработками.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

что это такое, и с чем ее едят — Альтернативный взгляд Salik.biz

Помните Библию? В Книге Исход израильтяне спасаются от армии египетского фараона и полуголодные бродят сорок лет по пустыне. Голодная смерть на свободе предпочтительнее жизни в кандалах. Согласно тексту Священного Писания, когда у них закончилась еда, бог послал им «манну небесную». С неба посыпалась крупа белого цвета.

Манна, посланная небом еда, поддерживавшая израильтян в течение сорокалетнего похода, давно захватила умы и воображение ученых. Многие изучали библейские стихи в поисках подсказок. Но анализ Библии только добавлял загадок. В Писании указано, что в жаркие дни манна таяла на солнце. Если ее не съедали быстро, то она начинала портиться, гнить и в ней заводились черви.

- Salik.biz

С Книге Исход она описывается как семена кориандра — белые и на вкус словно вафли с медом. В Книге Чисел аромат манны уподобляют запаху свежего масла, и автор описывает, как израильтяне толкли ее в ступе, запекали или делали из нее лепешки.

Кроме того, что ее можно было есть, манна обладала еще и сверхъестественными способностями. Она самопроизвольно воспроизводилась каждое утро. А в пятницу, накануне субботы, появлялась в двойном количестве. Даже Господь соблюдал субботу!


Сбор манны небесной. Тинторетто. 1577 год.

Согласно древнееврейскому мистическому трактату, известному как «Зоар», употребление манны имело сакральный смысл. Другой древнееврейский текст «Книга мудрости» указывает на то, что вкус манны чудесным образом менялся в зависимости от пристрастий человека, который ее ел.

Упоминание манны небесной мы находим не только в Ветхом Завете и других еврейских текстах, но и в Новом Завете. Например, в «Евангелии от Иоанна» и «Откровении Иоанна Богослова» («Апокалипсис»). В проповеди, произнесенной вскоре после кормления пяти тысяч человек, Иисус сравнивает божественную манну небесную, питающую тело, с его собственной способностью питать души людей.

Отсылка к манне небесной присутствуют также в исламских текстах. В одном хадисе пророк Мухаммед сравнивает трюфели из пустыни с манной небесной.

Рекламное видео:

Моисей и его последователи, очевидно, были сбиты с толку своей странной пищей. Книга Исход говорит о том, что они «не знали, что это было», они не понимали что ели.

Сбор манны небесной. Анонимный автор. 1460–1470 гг.

По поводу того, как отреагировали израильтяне, впервые увидев чудесное пропитание, переводчики Библии и ученые не имеют единого мнения. В Библии короля Иакова фраза man hu трактуется как «это манна». Другие переводят ее как «это дар». Возможно, израильтяне просто задавались вопросом: «Что это?». Путаница в том, что такое манна небесная, присутствовала с самого начала.

На протяжении многих лет ряд ученых пытался найти реальный аналог манны. Для некоторых из них, например, израильского энтомолога Шимона Фрица Боденхеймера, такая деятельность стала прекрасной возможностью по привлечению древних источников для сбора информации о малоизученных природных явлениях. Биолог Роджер Уоттон в своем исследовании «Что такое Манна?» проанализировал различные теории ее происхождения и сделал вывод, что дальнейшее изучение этого вопроса может привести к более скептическому прочтению Библии.

Медвяную росу кустарника тамариска многие считают манной небесной.

Ученые выдвигают множество разных идей.

В своей книге «Библейские растения» ботаники Гарольд и Альма Молденке утверждают, что манна небесная — это не какая-то определенная еда, а несколько видов пищи, объединенных общим названием. Они полагают, что в «манну» входит и быстрорастущая водоросль из вида Nostoc. Она покрывала собою половину пустыни на Синае. Достаточное количество выпадающей росы на земле позволяло ей расти. Помимо нее, ученые включают в это понятие несколько видов лишайника (Lecanora affinus, L. esculenta, и L. fruticulosa), произрастающих на Ближнем Востоке. Растения сморщиваются и путешествуют как перекати-поле на ветру. Кочевники-скотоводы использовали лишайник для приготовления хлеба. По мнению ученых, теория лишайника объясняет то, как израильтяне готовили манну, и почему они говорили о ней, как о падающей с небес.

Предполагают, что это хлопья манны выделенные из смолы дерева.

Кембриджский историк Р. А. Донкин отмечает, что лишайник вида L. esculenta использовался в арабском мире также в качестве лекарства или добавки к медовому вину. Лишайники как еда использовались армией Александра Македонского. Они могли утолить голов во время военного похода. В 19 веке французские войска, дислоцированные в Алжире, также употребляли их в пищу.

Но в теории лишайников есть один большой минус. Именно этот вид лишайников не растет на Синае.

Другие ученые предположили, что «манна небесная» — это не водоросли и лишайники, а липкая секреция, которая остается на обычных пустынных растениях. Насекомые, которые живут на коре некоторых кустарников, оставляют после себя вещество, которое, затвердевая, превращается в жемчужные и сладкие на вкус шарики. На Востоке их употребляют как в кулинарных, так и в медицинских целях.

Загадка происхождения библейской еды до сих пор не раскрыта.

Павел Романютенко

salik.biz

Феномен библейской "манны небесной"

«Манна - от еврейского слова, выражающего удивление: man-lu - "что это такое?"». Библейская энциклопедия. Согласно библейской легенде, манной древние иудеи, много лет странствовавшие по пустыне, стали называть пищу, падавшую для них с неба.

В современном разговорном языке выражение «ждать как манны небесной» означает «ждать с нетерпением» чего-нибудь хорошего, какого-либо прибытка, причем, как правило, дармового, на халяву.

Библейская версия

Когда пророк Моисей, предводитель израильских племен, призванный Богом Яхве вывести израильтян из фараонова рабства, выполнял повеление божие, то в процессе этого тяжелого и долгого странствия он не раз обращался за советами и помощью к Всевышнему. И Яхве никогда ему не отказывал ни втом, ни в другом.
В очередной раз божья помощь понадобилась иудеям, когда в бескрайней пустыне они остались совсем без еды. Как и какую пищу Господь послал страждущим, и как они ее получали и потребляли, ярко и выразительно рассказывает Библия.

«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день... ...поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу; что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу.
Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору (примерно 2,4 литра. - Прим. ред.) на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И собирали его рано поутру, каждый, сколько ему съесть...» (Библия, Исход, глава XVI, 4,13-16).

«Манна же была подобна кориандровому семени...
Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее был подобен вкусу лепешек с елеем» (Библия, Числа, глава XI, 7-8).

Ученые пробуют разобраться

Что же там, в пустыне, происходило на самом деле? В середине 1970-х годов ответ на этот вопрос решили отыскать Джордж Сэссун и Родни Дэйл, английские ученые из Кембриджа. В ходе своих поисков они тщательно проанализировали ряд древних рукописных источников, в том числе Библию и одну из главных каббалистических книг XIII века - «Сефер ха-зохар», после чего у них появилась следующая гипотеза.

Манну небесную, которой питались сыны Израиля, вырабатывала сложная и весьма совершенная, даже по современным понятиям, машина. Разумеется, никто не мог построить такую машину на Земле 3500 лет назад, в те времена, когда произошел исход евреев из Египта. Но зато подобный агрегат мог находиться на борту инопланетного   космического корабля, обеспечивая его экипаж пищей, а также кислородом.



Если внимательно прочесть то место в Библии, где описана история появления манны небесной, и если принять, что эта история действительно произошла - а с этим соглашается большинство современных ученых, -то становится очевидно, что исходным сырьем для манны не мог быть ни плод тамариска (как считали одно время), ни какого-либо другого растения. Для того чтобы все члены шестисот странствующих семей ежедневно по утрам могли регулярно получать свой рацион питания, необходимо было вырабатывать около двух тонн манны в день.

Такое количество пищевого продукта в течение всего времени скитаний евреев (около сорока лет!) могла бесперебойно вырабатывать только весьма совершенная и надежная установка, обладающая высокой производительностью. При этом, как следует из текстов «.Сефер ха-зохар» и Библии, она еще и дозировала этот продукт таким образом, чтобы по пятницам порция, приходящаяся на каждую семью, увеличивалась вдвое, поскольку, согласно канонам иудаизма, любая производительная деятельность по субботам категорически запрещается. Вот как говорится об этом в Библии:

«И сказал Моисей: шесть дней собирайте его; а седьмый день - суббота; не будет его в этот день.
Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестый день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исход, глава XVI, 25-26, 29).

Сама машина, которую Сэссун и Дэйл отождествляют с Ковчегом Завета, помещалась в священном шатре, или скинии. И во время переходов, и на стоянках скиния всегда находилась на значительном удалении от народа. Доступ к машине имели только священники, то есть те, кто был знаком с устройством и принципом ее действия. Всем остальным приближение, а тем более прикосновение к Ковчегу Завета грозило болезнью и даже смертью, о чем неоднократно упоминается в Библии.

Сэссун и Дэйл считают, что машина была передана Моисею во время эпизода, известного как видение на горе Синай:

«Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исход, глава XIX, 18-19).

Ученые усматривают в этом эпизоде описание приземления (или старта) космической ракеты, и их предположение выглядит достаточно правдоподобно.

В качестве одного из аргументов в защиту своей гипотезы ее авторы приводят следующую историю. После окончания Второй мировой войны, когда американские солдаты улетели домой с одного из островов Новой Гвинеи, его жители построили из соломы подобие самолета. Туземцы молились ему, в надежде, что американцы, оставившие о себе добрую память, возвратятся к ним снова. Эти соломенные предметы стали для островитян объектами поклонения и своеобразных обрядовых церемоний.

Примерно по такой же схеме, считают Сэссун и Дэйл, развивались события и в Синайской пустыне. Машина, оставленная на Земле представителями некоего высокоразвитого внеземного сообщества, также стала предметом религиозного культа, на основе которого возник определенный литургический обряд, общий как для религии Моисея, так и для христианства.

По мнению ученых из Кембриджа, исходным продуктом для производства манны небесной была разновидность зеленой водоросли типа хлореллы, которая под влиянием света способна размножаться весьма интенсивно: за 24 часа при благоприятных условиях ее масса увеличивается в восемь раз. Введение добавок в виде соответствующих ферментов и минеральных солей могло превращать конечный продукт в "нечто... круповидное. мелкое, как иней на земле... вкусом же как лепешка с медом" (Исход, глава XVI, 14 31).

Известно, что на заре космической эры исследования возможности использования хлореллы для получения продуктов питания при длительных космических полетах проводились и в нашей стране. Программа этих исследований имела кодовое обозначение БИОС-3.

Чтобы вникнуть во все нюансы содержания и смысла книги «Сефер ха-зохар», Сэссуну и Дэйлу пришлось выучить два языка: арамейский - именно на нем написана книга - и древнееврейский. Описание машины, составленное учеными на основе сведений, почерпнутых из этой книги, выглядит весьма правдоподобно.

Предполагаемая конструкция «макрогенератора»

Устроена такая машина была, вероятно, следующим образом. Ее верхняя часть представляла собой цилиндрический биореактор, или ферментер, в котором находилась хлорелла и происходило ее размножение. Внутрь биореактора, где помещался источник света и тепла, подавались растворы минеральных солей, вода и воздух, обогащенный углекислым газом. Снизу вокруг биореактора располагались емкости яйцевидной формы, содержащие растворы ферментов и минеральных солей, а снаружи весь он был окружен конденсатором, обеспечивавшим получение необходимого количества воды из атмосферной влаги.

Автоклав, в котором хлорелла превращалась в готовый продукт - манну, располагался в нижней части машины. Из автоклава манна поступала в два шарообразных сборника, откуда проголодавшиеся странники и получали строго дозированные порции. С противоположной стороны от сборников находился небольшой ядерный реактор, служивший источником энергии, там же размещался блок системы управления и манипулятор, выполнявший запрограммированное регламентное обслуживание ядерного реактора.

В пользу аргументов, приводимых учеными из Кембриджа, свидетельствует и тот факт, что статью о первых результатах их исследований происхождения манны небесной опубликовал в 1977 году английский журнал Science - издание весьма серьезное и авторитетное в научных кругах всего мира.

Вадим ИЛЬИН
"Тайны ХХ века" сентябрь 2012

paranormal-news.ru

что это такое, и с чем ее едят

Помните Библию? В Книге Исход израильтяне спасаются от армии египетского фараона и полуголодные бродят сорок лет по пустыне. Голодная смерть на свободе предпочтительнее жизни в кандалах. Согласно тексту Священного Писания, когда у них закончилась еда, бог послал им «манну небесную». С неба посыпалась крупа белого цвета.

Манна, посланная небом еда, поддерживавшая израильтян в течение сорокалетнего похода, давно захватила умы и воображение ученых. Многие изучали библейские стихи в поисках подсказок. Но анализ Библии только добавлял загадок. В Писании указано, что в жаркие дни манна таяла на солнце. Если ее не съедали быстро, то она начинала портиться, гнить и в ней заводились черви.

С Книге Исход она описывается как семена кориандра — белые и на вкус словно вафли с медом. В Книге Чисел аромат манны уподобляют запаху свежего масла, и автор описывает, как израильтяне толкли ее в ступе, запекали или делали из нее лепешки.

Кроме того, что ее можно было есть, манна обладала еще и сверхъестественными способностями. Она самопроизвольно воспроизводилась каждое утро. А в пятницу, накануне субботы, появлялась в двойном количестве. Даже Господь соблюдал субботу!

Сбор манны небесной. Тинторетто. 1577 год

Согласно древнееврейскому мистическому трактату, известному как «Зоар», употребление манны имело сакральный смысл. Другой древнееврейский текст «Книга мудрости» указывает на то, что вкус манны чудесным образом менялся в зависимости от пристрастий человека, который ее ел.

Упоминание манны небесной мы находим не только в Ветхом Завете и других еврейских текстах, но и в Новом Завете. Например, в «Евангелии от Иоанна» и «Откровении Иоанна Богослова» («Апокалипсис»). В проповеди, произнесенной вскоре после кормления пяти тысяч человек, Иисус сравнивает божественную манну небесную, питающую тело, с его собственной способностью питать души людей.

Отсылка к манне небесной присутствуют также в исламских текстах. В одном хадисе пророк Мухаммед сравнивает трюфели из пустыни с манной небесной.

Моисей и его последователи, очевидно, были сбиты с толку своей странной пищей. Книга Исход говорит о том, что они «не знали, что это было», они не понимали что ели.

Сбор манны небесной. Анонимный автор. 1460–1470 гг.

По поводу того, как отреагировали израильтяне, впервые увидев чудесное пропитание, переводчики Библии и ученые не имеют единого мнения. В Библии короля Иакова фраза man hu трактуется как «это манна». Другие переводят ее как «это дар». Возможно, израильтяне просто задавались вопросом: «Что это?». Путаница в том, что такое манна небесная, присутствовала с самого начала.

На протяжении многих лет ряд ученых пытался найти реальный аналог манны. Для некоторых из них, например, израильского энтомолога Шимона Фрица Боденхеймера, такая деятельность стала прекрасной возможностью по привлечению древних источников для сбора информации о малоизученных природных явлениях. Биолог Роджер Уоттон в своем исследовании «Что такое Манна?» проанализировал различные теории ее происхождения и сделал вывод, что дальнейшее изучение этого вопроса может привести к более скептическому прочтению Библии.

Медвяную росу кустарника тамариска многие считают манной небесной

Ученые выдвигают множество разных идей.

В своей книге «Библейские растения» ботаники Гарольд и Альма Молденке утверждают, что манна небесная — это не какая-то определенная еда, а несколько видов пищи, объединенных общим названием. Они полагают, что в «манну» входит и быстрорастущая водоросль из вида Nostoc. Она покрывала собою половину пустыни на Синае. Достаточное количество выпадающей росы на земле позволяло ей расти. Помимо нее, ученые включают в это понятие несколько видов лишайника (Lecanora affinus, L. esculenta , и L. fruticulosa), произрастающих на Ближнем Востоке. Растения сморщиваются и путешествуют как перекати-поле на ветру. Кочевники-скотоводы использовали лишайник для приготовления хлеба. По мнению ученых, теория лишайника объясняет то, как израильтяне готовили манну, и почему они говорили о ней, как о падающей с небес.

Предполагают, что это хлопья манны выделенные из смолы дерева

Кембриджский историк Р. А. Донкин отмечает, что лишайник вида L. esculenta использовался в арабском мире также в качестве лекарства или добавки к медовому вину. Лишайники как еда использовались армией Александра Македонского. Они могли утолить голов во время военного похода. В 19 веке французские войска, дислоцированные в Алжире, также употребляли их в пищу.

Но в теории лишайников есть один большой минус. Именно этот вид лишайников не растет на Синае.

Другие ученые предположили, что «манна небесная» — это не водоросли и лишайники, а липкая секреция, которая остается на обычных пустынных растениях. Насекомые, которые живут на коре некоторых кустарников, оставляют после себя вещество, которое, затвердевая, превращается в жемчужные и сладкие на вкус шарики. На Востоке их употребляют как в кулинарных, так и в медицинских целях.

Загадка происхождения библейской еды до сих пор не раскрыта.

travelask.ru

Манна, Библейская энциклопедия - архимандрит Никифор Бажанов

Манна (от еврейского слова, выражающего удивление – man-lu – что это такое?) (Исх.XVI, 15–31, Ин. VI, 31, Евр. IX, 4). Когда сыны Израилевы в первый раз увидали (манну), то говорили друг другу: что это? И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх. XVI, 15). Манна была питательное вещество, чудесно ниспосланное Богом с неба сынам Израилевым, во время их странствования по пустыне Аравийской, взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого пути. Она называется хлебом, падавшим с неба в виде дождя (Исх. XVI, 4). И когда роса сходила на стан ночью, говорится об этой чудесной пище в кн. Чис., тогда сходила на него манна (Чис.XI, 3). И когда роса поднялась, говорится в другой свящ. книге, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, как иней на земле (Исх. XVI, 14).

Видом она походила на кориандровое семя, была белая, вкусом же как лепешка с медом (ст. 31). Собирали ее рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, она таяла (ст. 27). Народ ходил и собирал ее и молол в жерновах или толок в ступе, варил в котле и делал из нее лепешки (Чис. XI, 7). Если ее оставляли до утра, то в ней заводились черви и она начинала смердеть (Исх. XVI, 20). Накануне субботнего дня манну собирали в двойном количестве, потому что в субботу она не выпадала (ст. 23). Эта чудесная пища ниспосылалась с неба ежедневно в течение 40 лет 3–4 миллионам еврейского народа (Втор. XXIX, 5, 6).

Падение манны с неба прекратилось, когда сыны Израилевы стояли станом в Галгале, на другой день после празднования ими первой Пасхи в Земле Обетованной (Нав. V, 10–12). Чтобы увековечить означенное, столь долго продолжавшееся чудо, Моисей поручил Аарону взять один золотой сосуд и положить в него полный гомор манны для хранения и поместить оный перед Ковчегом или в самом Ковчеге, дабы последующие роды могли лично видеть тот чудесный хлеб, которым Господь питал евреев в пустыне во время их долговременного и опасного странствования из Египта в землю Ханаанскую (Исх. XVI, 33).

Питательное вещество, известное в настоящее время под названием манны, названо так от предполагаемого сходства оной с манной израильтян. Но манна израильская была существенно отлична от обыкновенной настоящей манны многими особенностями. Настоящую манну нельзя найти в пустыне, она добывается только весной, не тает на солнце, не зарождает в себе червей и не портится, если хранить ее даже в течение нескольких дней; ее нельзя молоть или толочь в ступе, как манну израильтян. Израильтяне никогда не видели ее прежде, и после прекращения выпадения оной с неба, в последний раз в Галгале, она уже никогда более не выпадала (ср. Втор. VIII, 3, 16, Исх. XVI, 15, 32).

Настоящая манна собирается с тамариксового кустарника или тарфы, преимущественно на Синайском полуострове. В июне месяце она падает каплями в обилии из хвои тамариска на ветви, листья и шипы, которые постоянно падают и покрывают землю под означенным кустарником; манну собирают до солнечного восхода, когда она сгущается. Арабы тщательно очищают листья, грязь и другие нечистоты, пристающие к ней, варят ее, процеживают сквозь чистую тонкую ткань и кладут в кожаные мешки. Таким образом манна хорошо сохраняется даже до будущего года, и бедуины употребляют ее в пищу, как мед, мажут ею свои пресные лепешки или омакивают свой хлеб в сладкий раствор манны. Значительная часть манны доставляется в синайский монастырь св. Екатерины.

В кн. Псалтирь манна называется хлебом небесным, хлебом ангельским (Пс.LXXVII, 24, 25), очевидно, потому, что она ниспадала с неба чудесным образом. Выражение в кн. Апокалипсис: сокровенная манна иносказательно указывает на ту защиту и покров, которые Господь оказывает каждому истинно верующему в Него. Но главнее всего, манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии (Ин. VI, 31–35, 48–58).

azbyka.ru


Смотрите также

 
       



Главная
Написать письмо




Блюда из рыбы Bluda-iz-riby.ru Карта сайта, XML.